КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

для проверки теоретических знаний по  дисциплине “Физическая культура”

студентов 2-го курса всех факультетов   2014 – 2015 уч. год.

 

1. Основные понятия физкультурно-спортивной науки.  Дать определение            следующим понятиям: «физическое воспитание», «система физического воспитания»,  «физическая культура», «физическая подготовка», «физическое развитие», « физическая подготовка», «физическое совершенствование», «спорт».

2. Физическая культура и спорт как социальный феномен общества. Материальные и духовные ценности физической культуры.

3. Средства физической культуры. Физические упражнения как основное и специальное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений.

4. Формирование физической культуры личности

5. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.». Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)»

6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года. Итоги выступления российских спортсменов на ХХII Олимпийских зимних играх и ХI зимних Паралимпийских играх 2014 г. в г. Сочи (Россия).

7. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.

8. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

9. Принципы адаптации и гомеостаза в формировании понятий физического (телесного), психического (душевного) и социального компонентов, составляющих понятие «здоровье».

10.Назвать факторы, влияющие на продолжительность жизни. Какова продолжительность жизни у различных групп населения в нашей стране и за рубежом? Назвать самые вредные привычки, оказывающие пагубное воздействие на организм.

11.Что включает в себя правильный режим дня? Сон как неотъемлемая составная часть суточного режима, его значение и рациональное планирование в жизни студента. Назвать  гормоны и аминокислоты, имеющие  значение  для здорового сна.

12.Закаливание. Сущность закаливания. Методы и основные правила закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание водой. Закаливание солнцем.

13.Рациональное питание при здоровом образе жизни. Значение и содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных солей в питании студента.

14.Что такое алкоголизм, наркомания, табакокурение? Перечислить их пагубные последствия. Могут ли спортсмены быть подвержены табакокурению, алкоголизму, наркомании?

15.Как устроена и как работает источник перемещения человека – мышца.

16.Откуда берётся энергия работающих мышц. Пути восстановления израсходованной энергии.

17.Зоны интенсивности и мощности.

18.Явление суперкомпенсации.

19.Каким образом и почему характер работы определяет строение и энергетику мышц.

20.Утомление.

21.Как повысить физическую работоспособность.

22.Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность).

23.Методы физического воспитания  (метод регламентированного упражнения, игровой, соревновательный метод, словесный и сенсорные методы).

24.Структура учебно-тренировочного занятия (вводная, подготовительная, основная и заключительная части). Физическая подготовка.

25.Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка.

26.Спортивная подготовка. Динамика физической нагрузки. Интенсивность физической нагрузки. Какие средства применяются в спортивной подготовке?

27.В чём состоит отличия общей и специальной физической подготовки? Какова роль разминки перед тренировкой?

28.Применение игрового и соревновательного методов.

29.Функциональные пробы и тесты, применяемые в спортивной практике. (Индекс Ruffier, ортостатическая проба, пробы с задержкой дыхания).

30.Патологические состояния, возникающие при занятиях спортом и оказание доврачебной помощи. (Гравитационный шок, гипогликемическое состояние во время занятий физическими упражнениями).

31.Понятие самоконтроля в спортивной практике, основные методы и приёмы. (Дневник самоконтроля, мониторинг эффективности тренировочного процесса).

32.Объективные и субъективные методы самоконтроля. Самоконтроль на занятиях физического воспитания в вузах.

33.Самостоятельное тестирование физической подготовленности и физической работоспособности (тест Купера и PWC170(V)  модификация этих тестов).

34.Расчёт максимально допустимых значений ЧСС на занятиях аэробной направленности в целях индивидуализации нагрузок при воспитании выносливости. Понятие интенсивности, адекватности и порога анаэробного обмена по ЧСС.

35.Основы совершенствования физических качеств.

36.Структура силовых способностей. Режимы мышечной деятельности.

37.Факторы, влияющие на проявление силовых способностей.

38.Средства развития силовых способностей.

39.Методы развития силовых способностей.

40.Особенности силовой подготовки в зависимости от возраста и пола.

41.Определение терминов ловкость и координационных качеств в физическом воспитании. Основные принципы и обучения при занятиях направленных на развитие координационных качеств. Отличительные черты координации движений и ловкости. 

42.От чего зависит прочность запоминания движений? Какое количество повторений считается оптимальным при занятиях направленных на развитие координационных качеств? Отличительные черты координации движений и ловкости. 

43.Оценка уровня развития координационных способностей.

44.Возможно ли отличие дополнительных методических приёмов от методов обучения. (На примерах проблемного и идеомоторного).

45.Определение термина гибкость в физическом воспитании .Воспитание гибкости (средства, методы, тестирование).

46.Возможно ли использование термина «развитие гибкости»? Формы проявления гибкости. Факторы, влияющие на ограничение движений в суставах человека. Условия, при которых следует прекращать увеличение движений в процессе занятия направленного на воспитание гибкости.

47.Что означает название идеомоторный метод обучения при занятиях направленных на воспитание гибкости? Резервная напряжённость гибкости.

48.Как использовать отягощения при занятиях направленных на воспитание гибкости? Продолжительность теплового воздействия при оказании первой помощи в случаях повреждений мягких тканей тела?

49.Определение понятия профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Её цели, задачи, средства.

50.Роль занятий физическими упражнениями в процессе профессионального обучения.

51.Методика подбора средств ППФП.

52.Основные формы реализации ППФП.

53.Содержание ППФП в зависимости от профиля получаемой специальности.

54.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности.

55.Человек – как многоуровневая биосоциокультурная система.

56.Показатели, характеризующие человека как индивида.

57.Изменяются ли свойства нервной системы в процессе занятий физической культурой и спортом?

58.Какой тип темперамента человека наиболее подходит для занятий футболом?

59.Какие качества в наибольшей степени характеризуют человека как субъекта?

60.Какая субъективная характеристика человека подвержена относительно  раннему старению и ухудшению в зрелом возрасте.

61.Какую характеристику субъекта можно назвать личностной?

62.Воспитание выносливости. Средства и методы индивидуализации нагрузок по ЧСС.

63.Каким образом спортивные достижения влияют на самооценку человека?

64.С каким личностным качеством в наибольшей степени коррелируется адекватная самооценка?