Выступление  Краева Ю.В. на Международном форуме

«Россия – спортивная держава»

 

 

                                       Уважаемые дамы, господа, коллеги!

 

Для поднятия общего тонуса напомню одно философское изречение: Жизнь нас постепенно готовит к смерти.  Уверен, что мы об этом не задумываемся. И уж тем более молодежь. И правильно делаем.

Я сознательно выбрал для выступления тему, связанную с новым подходом к высшему образованию. Ведь нам всем предстоит еще серьезно поработать, чтобы    идеи,  заложенные    в  Государственных  образовательных   стандартах  были     реализованы  в наших университетах.

В частности, практически во всех ФГОС ВПО  записано:

«При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности (добавлю от себя: в том числе физического).

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».  Это касается всех студентов вуза.

Но мы в основном на наших различных совещаниях и  встречах, посвященных студенческому спорту, говорим об универсиадах, системе соревнований, о подготовке спортсменов. Очках, секундах  И все реже мы  обсуждаем вопросы о том, как  закладываются основы   « Физ. воспитания, физической культуры» в   головы     наших будущих специалистов, тех,  кто будет управлять страной в не таком уже и далеком будущем, кто будет основой общества, в  головы   молодого поколения  с высшим образованием.

Активно и регулярно спортом с участием в различных соревнованиях в обычных  вузах  занимается не так много студентов. Не буду называть процент, т.к. это, в конечном счете, не столь важно. Этот процент изначально не может быть большим, а на мой взгляд и не нужен. Это раньше можно было совмещать тренировки, участие в соревнованиях, спортивных сборах с учебой.  Где-то преподаватель добавит оценку за спортивные успехи. Где-то тренер поможет.

  Ну в конце концов лишний год-два спортсмен поучится А у нас в МАИ есть пример, когда Олимпийский чемпион проучился вместо 5 лет - 8 лет. Да и не один он.

Конечно, есть и исключения.

Людмила Титова – олимпийская чемпионка в скоростном беге на коньках, получила у нас знания без особых проблем. А Чемпионы СССР   по горнолыжному спорту Беляков Р.А.  и Северин Г.И. впоследствии стали выдающимися учеными, академиками. Да и сейчас можно назвать 3-4 фамилии студентов последних лет   успешно сочетающих большой спорт с хорошей учебой … из 16 тыс. учащихся в МАИ!

 Требования и к учебе, и к серьезным занятиям спортом многократно изменились!

 И изменилось в обществе отношение к спортсменам.

 В том числе и у преподавателей, и у администрации. Причем в худшую сторону. И чаще всего вина в этом самих студентов-спортсменов, а иногда и их тренеров. Если студент пришел получать высшее образование, диплом, то должен соответствовать ему.

Но еще чаще отсутствием  желания нормально учиться страдают те студенты, которые не перегружены тренировками и  поездками на соревнования, а  выступают    только на уровне Московских студенческих игр.

Я не так давно побывал в Университете «Uсla» в Лос- Анжелесе.

Это крупнейший Американский университет. Так там тренер команды следит за успеваемостью своих студентов. И, если кто-то отстает в учебе, его не допускают к участию в соревнованиях.

Ну а наиболее одаренным студентам-спортсменам (таких разрешается в каждой команде иметь 2-3 человека) при необходимости продлевают обучение на один год.

 И, наверное, это правильно.

 И в наших университетах при   желании  могут   учиться  человек по 30-50 по индивидуальному графику и серьезно заниматься спортом (и, я думаю, список таких спортсменов должен быть известен РССС и это главный резерв для формирования наших команд на Всемирные и Российские универсиады).

От 200 до 1000 человек, в зависимости от численности студентов в вузе -  это составы сборных команд  университетов, академий.

Те, кто, как правило, еще в школьные годы начал заниматься спортом и может это совмещать с хорошей учебой.

Но в целом в  лучшем случае это max 6-8% от общего числа студентов.

И теперь главное о чем мы, как правило, не говорим.

В ФГОС записано:

Выпускник должен обладать в том числе следующими  общекультурными компетенциями:

    -Умением применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения  культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования

    -Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

     - Иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре.

  Для решения этих задач программой предусмотрен раздел   «Физическая культура»

На обучение по новому стандарту отводится до 400 часов, в том числе, не менее 360 часов практических занятий.

По большому счету мало что изменилось.

Конечно, за 400 часов вполне можно научить студента обладать указанными компетенциями. Но   прочитаю вам  отрывок из газеты «Аргументы и факты», сентябрь 2001г.:

        «Тренер по боксу Поляков, держа зачетку в руках, беседовал с второкурсником, пытавшимся доказать, что он весь семестр в поте лица занимался боксом. Видел его Поляков впервые.

- Я к другому преподавателю ходил,- юлил студент.

-  К какому?

- К этому,- студент замялся,- к Полякову».

 

      Случай этот до сих пор ходит в Бауманском университете как анекдот. Хотя ничего удивительного в нем нет: многие студенты филонят весь семестр и начинают подтягиваться в спортзал лишь к сессии, впервые сталкиваясь там со своими преподавателями физкультуры.

 

      На вопрос, почему они так не любят физкультуру, студенты отвечают по-разному: « Лень заниматься»,- говорят одни. «Лучший спорт- это любовь…»

- отвечают другие. «У нас тренер по легкой атлетике любит «вмазать» прямо на занятии, а мы рады сбежать», - признаются третьи, выразительно щелкая по шее.

        Похоже, что здоровый образ жизни у нас пока так и не вошел в моду.

        Между тем от вузов по-прежнему требуют «показателей» спортивной работы. От этого во многом зависят престиж вуза и отношение к нему вышестоящего начальства».

      

Прошло 10 лет, а все это актуально до сих пор! Только сейчас мало кто из ректоров требует показатели!

Ведь иначе надо что-то и самим делать! Улучшать спортивную базу, находить дополнительные средства на внеучебную спортивную работу, проведение внутренних соревнований и т.д. и   т.п.   А городским властям, и федеральным тоже   лучше не думать: а как там будет реализовываться программа   подготовки студентов в разделе «Физическая культура», насколько они будут                           компетентны в данном вопросе. Ведь все прекрасно понимают, что нормальной спортивной базы для решения в полном объеме данной задачи в большинстве наших вузов нет. А где есть - за последние 20-30 лет не ремонтировалась и разваливается.

Даже в Москве.

Приведу 2 примера:

В начале 20 века Колумбийский университет получил от мэрии города  Нью-Йорк (за неимением возможности выделить деньги) – землю, которую в дальнейшем продал Рокфеллеру. А вырученные деньги пошли на развитие университета.

А у нас Московские профсоюзы в 1986 г. передали МАИ спортивную базу УСК «Наука» (8 га земли),  а в 2010г. Росимущество эту базу забрало без особых объяснений и передало академии МИНФИНА, где учится всего лишь 2000 студентов…

И есть еще один вопрос, который я уже задавал, выступая на заседании правительства Москвы, но ответ не получил.

Студенты Московских федеральных университетов, они - москвичи?

Или, пока дома- москвичи, а как переступили границу университета - уже нет?

Ведь мы столкнулись с тем, что, даже имея территорию для строительства спортивного комплекса, не можем сделать это вместе с правительством Москвы, так как это федеральная собственность.

В 1997 г. в Москве был принят замечательный закон о возможности финансирования спорта за счет налога на прибыль. Благодаря ему, мы не только смогли капитально отремонтировать свою спортивную базу, но и в силу того, что в первую очередь, мы искали поддержку у своих выпускников, успешных в бизнесе, мы создали основу для организации Клуба выпускников МАИ, который уже 10-й год активно сотрудничает с университетом в реализации различных программ.

Но даже самый успешный бизнесмен не будет вкладывать свои средства в спортивные объекты. Они быстро не окупятся. И уж тем более у нас нет пока таких, кто мог бы построить и подарить.

Помните у Ильфа и Петрова:

-Шура, сколько вам надо денег?

-Сто рублей!

-Нет, сколько вам надо для полного счастья?

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!