К оглавлению

Назад

Далее

.

СПОРТ. СПОРТ В ВУЗЕ. СПОРТ В МАИ

Старший преподаватель кафедры физического воспитания МАИ А.И.Тарасов

  .

Физкультура и спорт

Физическая культура и спорт – средства создания гармонично развитой личности. Они помогают мобилизовать все физические, нервно-эмоциональные и морально-волевые ресурсы организма на достижение поставленной цели (задачи), повышают работоспособность, дисциплинируют, позволяют выполнить больше намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическая культура – часть культуры общества, одна из сторон социальной деятельности, направленная на разностороннее развитие физических качеств и способностей человека, поддержание и укрепление здоровья и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных сил природы, различных систем физических упражнений, спорта.

Физическое воспитание – педагогический процесс направленный на формирование здорового, физически совершенного, активного и высоконравственного человека. Ф.В. решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических и психофизических качеств, способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.

Спорт – составная часть физической культуры, включающая занятия разнообразными физическими упражнениями , которые выполняются в условиях соревновательной деятельности со стремлением к достижению максимального результата.

Термин “спорт” употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит занимающийся в тех или иных спортивных занятиях или соревнованиях.

Развитие межгосударственных связей, появление и развитие телевидения значительно увеличило число международных соревнований. Это не только Ч.М., Ч. Континентов, олимпиады по видам спорта, олимпийские игры (летние и зимние), но и множество турниров. Всё это обостряет конкуренцию на спортивной арене и повышает значение и весомость спорта, как одной из активных сфер деятельности человека.

Отличие спорта от других видов физической деятельности.

  1. Спортивная деятельность направлена на развитие специальных физических резерв-способностей человека, выявление его резервных возможностей. Физическое воспитание направленно на укрепление здоровья, гармоничное развитие личности.

  2. Цель спортивной деятельности – достижение максимальных, рекордных результатов. Цель Физического воспитания – оптимальный уровень результатов, необходимый для осуществления нормальной (комфортной) жизни человека.

  3. В спортивной деятельности обязательный и основной компонент – соревнование. В физическом воспитании соревнование способствует повышению эффективности занятий, но не является обязательным, и выступает как метод.

  4. Спортивная деятельность требует максимальных физических и психо-эмоциональных напряжений не только в соревнованиях но и в ряде тренировочных занятий. Физическое воспитание требует достаточно высоких но не максимальных физических и психо-эмоциональных усилий.

  5. Спортивная деятельность носит добровольный характер. Результат во многом зависит от интереса, увлечённости и уровня соревнований (район, город, страна и т.д.). Физическое образование в системе среднего специального и высшего образования носит обязательный характер, в системе массовой физической культуры – добровольный.

Массовый спорт и спорт высших достижений

Массовый спорт – составная часть спорта, основным содержанием который является рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Характеризуется соревновательной деятельностью, доступен для большого числа людей при систематических тренировочных занятиях, широко используется с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности.

Спорт высших достижения – составная часть спорта, представляющая системы организованной подготовки спортсменов высокой квалификации и проведение соревнований с целью достижения максимальных результатов. Характеризуется как двигательная деятельность, преодолевающая кажущиеся пределы человеческих возможностей. Занимает в определённый период жизни спортсмена одно из доминирующих положений в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижения высших спортивных результатов.

СВД является частью шоу и ТВ бизнеса. Соревнования собирают громадную аудиторию “болельщиков” на стадионах, в других местах проведения соревнований и у телевизора.

Спортивная классификация

Спортивная классификация – оценка результатов соревнований по спортивным разрядам и званиям в зависимости от уровня спортивного результата. Спортивная классификация установлена по всем видам спорта, культивируемых в стране. Она определяет нормативы и требования, выполнение которых даёт право на присвоение спортсменам определённого разряда или звания.

Нормативы и требования спортивной классификации регулярно (сейчас каждые пять лет) пересматриваются и утверждаются спорткомитетом России. Что стимулирует развитие видов спорта.

Спортсменам присваиваются следующие звания и разряды: ЗМС, МСМК, МС, КМС, I разряд, II разряд, III разряд, I ю. разряд, II ю. разряд, III ю. разряд.

Национальные виды спорта

Виды спорта, которые культивируются в одной стране, территории или даже местности. В России это :

- Гиревой спорт;

- Борьба “самбо”, борьба на поясах, и другие виды борьбы;

- Городки;

- Русский бильярд “Русская пирамида”;

- Спортивный туризм;

- Виды спорта народов “ Севера” : гонки на оленях, прыжки через нарты, и др.

и друге виды массового спорта.

Соревнования и подготовка (тренировки) в национальных видах спорта вовлекают в физкультурное движение тысячи людей особенно в провинции.

Студенческий спорт

Студенческий спорт занимает своё особое место в движении молодёжи. Ему безусловно присущи перечисленные выше специальные функции (спорт высших достижений и массовый спорт), но имеются и свои специфические задачи которые необходимо учитывать:

1. Важнейшей задачей физического воспитания в процессе обучения является обеспечения высокой работоспособности и учебно-трудовой активности студентов. Для реализации этих целей в настоящее время применяется система средств, форм и методов использования разнообразных физических упражнений и мероприятий спортивного, оздоровительного и профессионално-прикладного характера, предусмотренных учебными программами кафедр физического воспитания. При этом должны соблюдаться следующие условия:

- занятия спортом направленны на достижение высокого спортивного результата, но нельзя забывать и о других ценностях личности: социальных,являются культурных, общественных и индивидуальных.

- необходимо соизмерять спортивную деятельность с возможностями личности (студента). Должны контролироваться нагрузки в учебно-тренировочном и спортивном процессе.

- студентам желающим на высоком уровне заниматься избранным видом спорта такая возможность предоставляется. Спортсменам высокого уровня создаются необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику;

- таким образом студенческий спорт выполняет функции по подготовке резерва спорта высших достижений;

Но конечно сочетать высокие нагрузки учебной программы и спортивно-тренировочного процесса достаточно трудно.

Особенно учитывая высочайший уровень спортивных результатов и требований будущей профессии.

Особенности организации учебных занятий по видам спорта в основном и спортивных отделениях

Общеподготовительные группы (учебные группы ОФП) обеспечивают всестороннюю физическую подготовку студентов. Средствами подготовки в этих группах являются разнообразные виды упражнений: элементы гигиенической гимнастики, легкая атлетика, лыжный спорт, игры, зачётные тесты и соревнования. В группах ОФП студенты повышают свои физические кондиции, лучше узнают возможности для занятий в группах спортивного совершенствования по видам спорта в своём ВУЗе.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в секциях спортивного клуба или индивидуально, участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определённого уровня спортивного мастерства.

Специальные зачётные требования и нормативы

Программой обучения предусмотрена сдача студенческих зачётов по физическому воспитанию. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью ВУЗа совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию проставляется в зачётной ведомости и зачётной книжке студента в конце каждого семестра.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

- систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические);

- выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;

- проходить медицинское обследование в установленные сроки;

- иметь спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.

Физическая культура и спорт в МАИ (от 1930 года до наших дней)

Начало 20-го столетия ознаменовалось бурным развитием авиационной науки и техники, промышленность осваивала производство самолётов и связанные с этим новые технологические процессы. Это обуславливало потребность в принципиально новых кадрах инженеров для новых отраслей науки и техники.

В конце 20-х годов назрела проблема улучшения подготовки инженеров для быстро развивающейся промышленности и в частности, отечественной авиации, что требовало значительного расширения подготовки инженерных кадров.

В связи с этим приказом ВСНХ СССР от 20 марта 1930 года высшее техническое училище (МВТУ) разделено на пять самостоятельных училищ:

  1. На базе аэромеханического факультета МВТУ создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), которое 20 августа того же года было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ). Справка: Аэромеханический факультет МВТУ организован 31 декабря 1929 года и имел в своём составе следующее отделение: 1. самолётостроение, 2) моторостроение, 3) воздухоплавание, 4) ветряные двигатели.

  2. Высшее механико-машиностроительное училище (собственно само МВТУ после отделения от него поименованных в приказе училищ);

  3. Высшее инженерно-строительное училище (будущий МИСИ);

  4. Высшее энергетическое училище (будущее МЭИ);

  5. Высшее химико-технологическое училище (будущее МХТИ).

Выделившись из МВТУ, МАИ начал развиваться и строиться. Летом 1931 года МАИ получил площадку (30 Га) на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе. Строительство началось летом 1932 года, а весной 1933 года был сдан первый учебный корпус (в настоящий момент корпус № 3). В 1935 году был построен технологический корпус где разместился самолётостроительный факультет и учебно-производственные мастерские (на этом месте с 1979 по 1990 год построен 24 корпус). Были построены корпус моторного факультета и корпуса общежитий. 1956-1975 года второй этап строительства МАИ. ГАК, корпуса 7 и 9.

Становление кафедры физвоспитания и спорта

Кафедра создана в 1936 году, а в первые годы существования института курс физвоспитания вели преподаватели военной кафедры. В ноябре 1938 года введён обязательный зачёт по физкультуре с занесением результатов в зачётную книжку (дважды в год).

По инициативе и при активном участие преподавателей кафедры физвоспитания и студентов в 1949 году был построен первый вузовский стадион (просуществовавший до 1969 года на месте ГУКа и ДК МАИ), построен спортивный корпус “Черепаха” 1966 года, построен трёхзальный спортивный корпус в пристройке 3-го корпуса 1976 года, спорткомплекс при корпусе общежития (ул. Царёва д.12 1977 год). В 1986 году институту передана спортивная база “Наука”.

До 1983 года обязательные занятия проводились только со студентами первого и второго курсов, с 1983 года занятия также проводятся со студентами третьего курса а с 1985 года со студентами четвёртого курса. В настоящее время обязательные занятия проводятся со студентами трёх курсов, а на первом третьем факультетах со студентами четырёх курсов.

Вышесказанное не означает, что возможности для занятий физкультурой и спортом ограничивается рамками обязательных занятий.

Конкретные направления и организационные формы использования физкультурных и спортивных мероприятий в условиях вуза зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций и других условий.

Спорт в МАИ. Спортклуб МАИ

В МАИ культивируются практически все виды спорта. Студенты нашего вуза имеют возможность заниматься одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секция спортивного клуба или индивидуально.

Студенты МАИ с начала становления института могли заниматься спортом и участвовать в соревнованиях. С 15 февраля по 06 марта 1934 года прошла первая зимняя спартакиада МАИ. В июне 1934 года спортсмены МАИ выиграли первенство вузов города Москвы по волейболу. В 1937 году организован спортивно-стрелковый клуб.

22 июня 1941 началась Великая Отечественная Война. С 14 октября началась эвакуация МАИ в Алма-Ату, где с 14 ноября продолжились занятия. В июле октябре 1943 года МАИ возвращается из эвакуации. В сентябре в вузе обучалось 5300 студентов. Занятия физкультурой и спортом не прерывались и в летнем кроссе участвовало 1700 студентов МАИ. В 1944 году, по итогам года, МАИ признан лучшим вузом города Москвы. В 1945 году 19 апреля создан и начал работать спортивный клуб МАИ. В августе членами спортклуба были 782 человека, которые занимались в 17 спортивных секциях. В настоящее время в МАИ представлены более 50 видов спорта.

В 1946 году была утверждена эмблема спортклуба. Сейчас белый флаг с синим щитом и планером на нём мы воспринимаем как флаг МАИ.

В 1950 году более 1000 студентов института приняли участие в спартакиаде МАИ в честь двадцатилетия МАИ и пятилетия спортклуба. Было разыграно лично-командное первенство по десяти видам спорта. Победил приборостроительный факультет. Лично-командные соревнования по видам спорта, соревнования спартакиад МАИ, легкоатлетическая эстафета на приз газеты “Пропеллер”, лыжные эстафеты традиционно проводились в МАИ. Спортсмены МАИ побеждали не только в массовых соревнованиях города Москвы. Команды и спортсмены МАИ становились чемпионами города Москвы и СССР.

Команда альпинистов МАИ стала первой на первенстве СССР в 1948 году. Мотоспортсмены МАИ стали обладателями кубка Москвы в 1954 и 1956 годах. Женская команда по баскетболу пятикратный чемпион СССР (1946, 1947, 1951, 1954, 1955 года). В 1956 году команда волейболистов МАИ выиграла зимнее первенство СССР. В этом же году начал работать морской клуб “Волна”, а в 1963 году он стал победителем среди самодеятельных клубов Москвы. В сентябре 1964 года спортклуб и секция туризма провели 15-ый слёт туристов МАИ.

Преподаватель МАИ Горчакова Е. стала призёром XVIII олимпийских игр в Токио (1964 год) в метании копья. В 1965 году команда МАИ по гандболу стала чемпионом СССР и всесоюзной спартакиады профсоюзов. В этом же году выпускница МАИ Корчуганова Г. На самолёте Як-18ПМ стала первой абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу среди женщин. В 1973 году команда гандболистов МАИ стала победителем Кубка европейских чемпионов.

В 1977 году студенты МАИ Кулагин А. и Елисеев В. Завоевали звание чемпионов СССР и Мира по гребле на двойке распашной.

Продолжается расширение спортивной базы института.

В 1977 году сдан в эксплуатацию спортивный комплекс на улице /Царёва 10 а, в в в 1986 г.институту передан стадион “Наука”.

В 1998 году спортсмены МАИ стали победителями в следующих видах спорта:

- студент 3-го факультета Сугробов А. стал чемпионом России по горнолыжному спорту;

- футболисты завоевали кубок чемпионов Москвы среди вузов;

- регбисты стали чемпионами России среди вузов;

- сборная команда по настольному теннису победила в высшей лиге чемпионата России;

- победили в Московских студенческих играх команды по: пляжному волейболу, подводному плаванию, горным лыжам, пауэрлифтингу, гиревому спорту;

- туристы турклуба завоевали золотые медали чемпионов России.

В 1999 году альпинисты МАИ совершили восхождения на семитысячники Памира (пик Революции и пик Ленина).

В 2002 году спортсмены МАИ, по итогам комплексного зачёта, заняли первое место в московских студенческих играх.

Традиции спортсменов-победителей продолжают сегодняшние студенты МАИ. Преподаватели кафедры физвоспитания готовят новых чемпионов. Спортивный клуб МАИ остаётся центром и опорой “маёвского” спорта.

Руководство кафедры и спортивного клуба изыскивают новые возможности помощи студентам-спортсменам, находят базы тренировок, арендуют спортивные комплексы, помогают в учёбе.

Оглядываясь на путь, пройденный спортсменами МАИ, можно не сомневаться, что эмблема спортивного клуба останется на стадионах и в спортзалах, а “маёвцы” будут побеждать в соревнованиях самых высоких рангов.

 .

 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Массовый спорт и спорт высших достижений.

2.Спортивная классификация.

3.Национальные виды спорта.

4.Студенческий спорт.

5.Специальные зачетные требования и нормативы.

6.Организация и становление МАИ.

7.Физвоспитание и спорт МАИ.

8.Спортивный клуб МАИ.

 .

К оглавлению

Назад

Далее